Режим работы
ПН-ВС: 9:00 - 19:30
Бесплатная доставка от 3000 руб*

В корзине пусто!

Этапы развития ребенка

Этапы развития ребенка

2019-08-02 22:37:29   0   69

Этапы развития ребенка

Воображение - это способность создавать новые образы на основе пережитого, используя воспоминания о различных ощущениях (картинах, запахах, прикосновениях, звуках) и чувствах. Оно тесно связано с восприятием, эмоциями и памятью. Ребенок слушает сказку о Красной Шапочке, при этом он в красках представляет себе все ее приключения, и именно поэтому история вызывает у него в душе такой отклик - он искренне переживает за маленькую девочку. Чем ярче будут картины в его воображении, тем большее впечатление произведет на него сказка, тем лучше запомнятся образы. На следующий день (или через неделю, месяц, год) ребенок нарисует картинку, сочинит историю или вставит в игру эпизод, сильно напоминающий историю о девочке, отправившейся через лес к бабушке: снова за¬работает его воображение, подтолкнув его к использованию яркого образа, который однажды произвел на него впечатление и пробудил эмоции.

Младенец начинает ориентироваться в мире благодаря своим ощущениям (в первую очередь зрению, осязанию). В его памяти сохраняются различные образы, сочетающиеся с определенными ощущениями и эмоциями, - поначалу расплывчатые (ощущение покоя и тепла рядом с мамой или боль и страх при падении). В дальнейшем эти воспоминания возникают у ребенка в различной комбинации, поначалу совершенно неосознанно, но постепенно он учится произвольно сочетать их, чтобы вызвать те или иные ощущения, или использует их как символы.

Примерно к двум годам воображение начинает активно развиваться. Прежде всего усложняется игра: он не просто таскает за собой плюшевого мишку, а «укладывает спать», «кормит» его – то есть воспроизводит знакомые действия, в которые ежедневно вовлечен сам, но уже представляя себя на месте взрослого – того, кто кормит и укладывает. Примерно до трех лет его воображение ограничивается знакомыми ситуациями.

После трех лет, хотя игровые ситуации могут вполне напоминать бытовые, ребенок начинает замещать игровые предметы. Ему уже не нужна настоящая ложка, чтобы покормить медведя – достаточно будет и палочки, которую он нашел (а вскоре и палочка станет не нужна – он будет кормить медведя пустой ладошкой «понарошку»). В играх начинают появляться фантазийные сюжеты, напрямую никак не связанные с опытом ребенка: плаванье на корабле, полеты в космос, умение колдовать и т.д.

В возрасте 3-5 лет ребенок не проводит грани между фантазией и реальностью, он «по-настоящему» : летает к звездам, сражается или колдует (эта способность «проживать» фантазии может сохраниться до школьного возраста).

Зачастую ребенок настолько погружается в мир своего воображения, что оно начинает влиять на реальность: представляет :себя котенком (динозавром, принцессой) и требует соответственного к себе отношения. Родители ничего не теряют, если поддержат эту игру: ребенок не хочет:
молока, но ведь котенок-то хочет! Также котенку не терпится умыться или причесаться. Кроме того, если набедокурил котенок и его отчитывает мама, это гораздо легче пережить и исправить, чем когда : за тот же проступок ругают тебя самого.
Чем больше ребенок набирается опыта, тем сложнее и разнообразнее становятся сюжеты игр, рассказов и рисунков. Малыш использует знакомые элементы в разнообразных комбинациях, придумывает новых героев и приключения. В этом возрасте он все еще проговаривает вслух все свои фантазии или разыгрывает их. Если понаблюдать, как рисует четырех-, пятилетний ребенок, можно услышать целую историю о том, как на его рисунке один солдат «тыщ-дыщу» стреляет, а другой падает в яму - и так, пока не закончится место на листе.
Около пяти-шести лет фантазии постепенно уходят «вовнутрь» — ребенок может уже очень многое вообразить «про себя». Это важный этап на пути подготовки к обучению в школе - ведь там воображение нужно будет использовать произвольно — например, воображать условия для решения задач.

Постепенно воображение ребенка начнет работать более «конструктивно», мечты станут более реальными: например, он не просто будет фантазировать о том, как станет великим полководцем или цирковым артистом, а начнет рассуждать и даже планировать, что ему для этого может понадобиться.