В корзине пусто!
В корзине пусто!
Роль мелкой моторики в формировании речи и её развитие у детей с рождения до 6 месяцев.
В.А. Сухомлинский: «Истоки способностей и дарования детей на кончиках их пальцев»
Мелкая моторика - комплекс скоординированных действий человека,
направленных на выполнение точных мелких движений кистями и пальцами рук
и ног при участии нервной, мышечной, костной, а также зрительной
систем. В применении к моторным навыкам руки и пальцев часто
используется термин «ловкость».
К мелкой моторике можно отнести разнообразные движения и жесты, начиная от самых простых (захват ручкой ребенка предмета) до сложных (рисование, письмо).
В головном мозге человека речевой и моторный центры расположены близко
друг к другу, поэтому развивая двигательные навыки рук, мы способствуем
развитию речи, внимания, мышления, памяти, воображения и координации.
Положительное влияние упражнений с участием рук и пальцев на
деятельность мозга начали изучать еще до нашей эры на древнем Востоке.
Японские врачи доказали, что на кистях рук расположено много точек,
массируя которые можно воздействовать на развитие памяти и мышления, что
лежит в основе акупунктуры. Исследования российских физиологов также
подтверждают эту взаимосвязь. Невропатолог и психиатр В.М.Бехтерев
писал, что движения руки всегда были тесно связаны с речью и
способствовали её развитию.
Развитие навыков мелкой моторики очень важно, потому что использование
точных, координированных движений понадобятся ребенку в дальнейшем:
чтобы одеваться, рисовать, писать, а также выполнять множество
разнообразных учебных и бытовых действий. Развитие у ребёнка мелкой
моторики начинается ещё в первые месяцы жизни, когда ребенок
непроизвольно сжимает и разжимает кулачки. Поэтому работу по её развитию
нужно начинать с самого раннего возраста.
В первые месяцы это поглаживание и легкий массаж пальчиков. Возьмите в
свою ладонь его маленькую ручку, погладьте и слегка помассируйте каждый
пальчик сначала на правой, а затем на левой ручке. Это очень полезное и
приятное занятие, которое оказывает положительное влияние на общее
развитие, укрепляет иммунитет и способствует развитию речи в дальнейшем.
К 3 месяцам малыш с интересом разглядывает свои ручки и пытается ими управлять, рассматривает пальчики. В этом же возрасте начинает формироваться навык захвата предмета. Вложенная в ручку игрушка быстро схватывается и, как правило, тянется в рот. Не давайте детям тяжелые погремушки, чтобы во время игры малыш не ударил ими себя по голове!
К 4 месяцам ребенок уже сознательно берет игрушку всей ладошкой, а к 6 месяцам удерживает ее двумя руками, изучает пальчиками предметы более детально. Именно с помощью тактильного восприятия складываются первые впечатления о форме, текстуре и величине. Одна из самых простых игр - это знакомство с миром на ощупь. Дайте малышу возможность прикоснуться к новому предмету. Проводите его ручкой по разным предметам и поверхностям (стенка, шкаф, меховое пальто, ковер и т.д.). Это дает возможность крохе больше узнать о том, что находится вокруг. Не забывайте произносить название того, что ребенок трогает в данный момент. Особенно интересно играть в эту игру на улице в теплое время года: маленький исследователь может изучить наощупь листочки, цветы, кору деревьев, песок и т.д.
Пальчиковые игры
Самое оптимальное время для того, чтобы начинать осваивать наиболее простых из них – это 5 - 6 месяцев.
Пальчиковые игры создают благоприятный эмоциональный фон, развивают
умение подражать взрослому, учат вслушиваться и понимать смысл речи,
повышают речевую активность ребёнка. Малыш учится концентрировать своё
внимание и правильно его распределять. Развивается память ребёнка - он
учится запоминать определённые положения рук и последовательность
движений. Выберите время, когда ребенок находится в хорошем настроении.
Для стимулирования развития речи важно делать упражнения на сгибание и
разгибание пальчиков, а также игры, которые укрепляют ручки ребенка,
делают их более сильными, подвижными и ловкими. Пока ребенок маленький, и
не может самостоятельно выполнять различные упражнения - помогайте ему.
Читая малышу стихотворение или потешки поочередно загибайте пальчики,
немного их массируя и поглаживая:
«Сорока-ворона кашу варила (водите пальцем по часовой стрелке по ладошке ребенка), деток кормила.
этому дала, (загибаем мизинчик)
этому дала, (загибаем безымянный палец)
этому дала, (загибаем средний палец)
этому дала, (загибаем указательный палец)
а этому не дала (держим большой палец и НЕ загибаем его):
ты – дров не рубил, кашу не варил, мне не помогал.»
*********************
«Раз, два, три, четыре, пять - вышли пальчики гулять.
Этот пальчик - самый первый,
этот пальчик - самый смелый,
этот пальчик - кашу ел,
этот пальчик - песни пел,
этот пальчик в лес пошел и большущий гриб нашел»
Стихи должны быть короткими, чтобы не наскучили малышу. Занятия
пальчиковыми играми в возрасте до года не должны превышать 5-7 минут.
Заканчивать их лучше до появления у ребенка первых признаков усталости
или потери интереса.
В 7 месяцев ребенок начинает перекладывать игрушки из одной
ручки в другую, хлопать в ладоши. Все с детства знают потешку
«Ладушки-ладушки»:
«Ладушки, ладушки,
Где были? - у бабушки.
Что ели? - кашку.
Что пили? - бражку.
Полетели, полетели,
На головку сели.»
Развить силу пальчиков поможет игра с разрыванием бумаги (например,
салфетку) на кусочки «Лепим снежок». Дайте малышу салфетку в ручки и
покажите, как нужно отрывать от нее маленькие кусочки, сминать и
превращать в белоснежные шарики-снежки. Малыши предаются этой забаве
подолгу и с удовольствием. Снабжайте своего малыша мячиками для
сжимания, игрушками, которые издают звуки и мелодии, которые можно
потрясти и перемещать в них детали.
В 8-10 месяцев кроха постепенно осваивает очень важный для
развития детей навык — способность брать что-либо только двумя
пальчиками - «пинцетный захват». Ребенок берет кончиками указательного и
большого пальца более мелкие детали. Из новых игр в этом возрасте можно
попробовать собирание: рассыпьте несколько больших пуговиц, или
шариков, или палочек, или других подобных предметов, и предложите
ребенку собрать предметы в банку или коробку. Только будьте очень
внимательны: во время игр постоянно находитесь рядом с малышом, не
оставляйте его ни на секунду без присмотра! Не давайте ребенку слишком
мелкие предметы! Они могут быть проглочены или засунуты в нос или ухо,
поэтому следите за тем, что вы даете малышу и как он обращается с
данными предметами!
К 10-12 месяцам учите ребенка разбирать и собирать пирамиду без
учета размера колец. В этом возрасте можно начинать учить ребёнка
держать ложку, чашку, вкладывать в ручку карандаш, учить рисовать
«каракули». В этом возрасте появляется указательный жест. Это очень
важный момент в развитии ребенка, предшествующий появлению первых слов,
ведь перед тем, как назвать предмет, малышу нужно научиться его
показывать. Можно поиграть в игру «где, что находится?». Попросите
своего малыша показать пальчиком « Где машинка? Пирамидка? Печенье?» и
т.д.
Ближе к году приступайте к более сложным пальчиковым играм -
показывайте крохе движения его руками и попросите их повторить.
Например:
Мы капусту рубим, рубим,
Мы капусту солим, солим,
Мы капусту трем, трем,
Мы капусту жмем, жмем.
Важные советы родителям:
1. Работа по развитию мелкой моторики руки должна
проводиться регулярно. Выбирайте те игры и задания, которые подходят по
возрасту и интересам именно вашему малышу. Их длительность в возрасте
ребенка до года не должна превышать 5-7 минут.
2.Выбирайте время, когда ваш малыш спокоен и находится в хорошем настроении.
3. Пальчиковые игры и задания должны приносить ребенку радость!!!
4. Чаще разговаривайте с малышом, называйте все предметы, ведите диалог, разыгрывайте сценки, сочиняйте сказки и истории.
5. Во время беседы с ребенком поглаживайте ручки и каждый пальчик по-отдельности.
6. В играх с более мелкими предметами не оставляйте ребенка одного без присмотра!
7. Не ограничивайте детей в проявлении фантазии.
Интересных и увлекательных игр вам и вашему малышу!